Дома-достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленобласти. Часть 2.

27 Февраля 2018 в 12:22

Санкт-Петербург - город, в котором на одной улице может соединиться несколько столетий архитектуры. То же самое можно сказать и про Ленинградскую область - излюбленное место как загородного отдыха, так и постоянного проживания не одного поколения знатных сословий со всей России. 
Памятники истории теряются в наших глазах и сливаются в бесконечный ряд серых домов вдоль улицы, когда мы спешим по своим делам. Поэтому "Петербургские Новостройки" приняли решение создать цикл статей, которые познакомят наших читателей с домами-достопримечательностями Санкт-Петербурга и Ленобласти - домами, большинство которых рядом с нами каждый день. И которые, уже в следующий раз, когда Вы будете недалеко, вряд ли затеряются среди других. Приступим!

 

Здание, возведенное на заре двадцатого столетия, о котором пойдет речь на сегодня, наверно, знакомо большинству петербуржцев, которые хоть раз бывали на Петроградской стороне, точнее, на одноименной станции. Большинство домов-достопримечательностей, которые входят в наш цикл статей, относятся к такому типу строений, как доходные дома. 
Возводившиеся в большинстве своем богатыми архитекторами для собственного владения, главной целью доходных домов было получение прибыли от сдачи квартир в аренду. Дом Розенштейна, расположившийся на площади Льва Толстого на станции метро Петроградская и в быту называемый петербуржцами просто домом с башнями - не исключение. Чем выделяется именно этот доходный дом среди других подобных строений той эпохи? Конечно, архитектурой. Но не только - вековая история здания не менее насыщена, как и его фасад эркерами. Участок, на котором он был возведен, до этого использовался в самых различных целях. Здесь был и велодром, собиравший тысячи человек, и ледовый каток, на котором состоялся первый в Российской империи матч по хоккею с мячом, и наконец, дом прусского поданного, владельца склада голландского какао, который был снесен для нового строительства. Не смотря на то, что дом известен как дом архитектора Розейнштейна, возведен он при участии архитектора Белогруда, который и создал облик дома, позже породивший данную архитектурную известность - Розенштейну не хватило опыта и он прибегнул к посторонней помощи.

 

Белогруд увлекался средневековой архитектурой, что, конечно, оказало ключевое влияние - именно он принял решение вместо маленьких смотровых башенок по углам дома, внесенных в проект Розенштейном, создать полноценные башни на манер английских замков. Также он добавил деталь, на которую даже тот, кто видит дом регулярно, вряд ли когда-нибудь обращал внимание - на одной из башен расположился декоративный циферблат со знаками зодиака. Не менее привлекательны в своем исполнении балконы и самые разнообразные окна с арками. Контраст коричневого цвета архитектурных элементов и охристого цвета стен придает фасаду ещё большую эффектность. Внутреннее наполнение также выделялось своей роскошью - газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы и наконец, гараж во дворе на начало 20 века.

 

После революции в доме сменяли друг друга различные кинотеатры, последний из которых был переоборудован в Ленинградскую телевизионную студию, и наконец, из студии в театр - сначала "Эксперимент" и с 1996 года "Русская антреприза имени Андрея Миронова", существующий по сей день. Кстати, на историю дома пришлось и несколько потрясений. Во время Великой Отечественной войны рядом со зданием взорвалась мощная фугасная бомба, что вызвало сдвиг стены, но дом Розенштейна-Белогруда устоял. Следующее из них произошло совсем недавно. В мае 2009 года во время ремонта в здании произошел пожар, затронувший весь чердак, и, не смотря на то, что борьба с огнем заняла всю ночь, а дым был виден в любой точке Петербурга, пожар был благополучно потушен.
 

Доходный дом с башнями, возвышающийся на Петроградской, отражает поразительную связь прошлого и будущего. Причем, не только архитектурную. Ведь до революции закладной на этот дом владел дед Андрея Миронова.

Наши партнёры